Психологическое on-line консультирование


запись на онлайн консультацию
запись на онлайн консультацию


Обособленность и дефицит общения является актуальной проблемой сегодняшней жизни. Отчасти это связано с развитием новых электронных средств коммуникации, которые все чаще переводят реальное общение между людьми в виртуальное. Как следствие, социально-психологическая проблема одиночества человека в современном мире выходит на первый план. Поэтому задача оказания психологической помощи для преодоления ребенком беспокоящего его состояния одиночества представляется наиболее важной. Парадоксальность ситуации заключается в том, что с одной стороны интернет-технологии способствуют развитию отчужденности между людьми, а с другой стороны они представляют возможность для более оперативного поиска информации, установления контактов, расширения круга общения.
Повсеместное распространение интернет-технологий увеличивают возможность доступа учащихся и родителей к получению психологической помощи. В настоящее время on-line консультирование в качестве новой технологии стало важной составляющей психологической работы. Консультативная психология исходит из представления о том, что с помощью специально организованного процесса общения у обратившегося за помощью, могут быть актуализированы дополнительные психологические силы и способности, которые, в свою очередь, могут обеспечить отыскание новых возможностей выхода из трудной жизненной ситуации. От классической психотерапии консультирование отличает отказ от концепции болезни, большое внимание к ситуации и личностным ресурсам.
Задача психологического консультирования помочь ребенку обрести душевную поддержку и восстановить эмоциональное равновесие посредством «исповеди», различных приёмов «релаксирования» (психологической разгрузки) и способов рефлексии (самоанализа), - с помощью психодиагностических средств и «экспресс-методов» психологической коррекции. Рассмотрим особенности психологического on-line консультирования.
Объективная «слабость» психологического консультирования в Интернете заключается в невозможности психолога реально протестировать клиента, увидеть его состояние, манеры поведения, «прочитать» мимику и жесты. Вместе с тем «излияние себя на бумаге» (или в виде электронного текста) тождественно творческому самовыражению, является целебным психологическим средством, ведущим осознанию себя и своей проблемы в более широком контексте, а также к «получению» внезапных, разрешающих проблему открытий и откровений (инсайтов, озарений). Порой, даже систематизированное описание собственной жизненной проблемы может приводить к облегчению душевного состояния. Этот эффект, в социально-психологическом плане многократно увеличивается в условиях психологического консультирования, технологически осуществляемого по e-mail, ICQ, Skype, в социальной сети. В процедуре on-line консультирования ребенок может решать свои личностные проблемы эффективно и в своем собственном темпе и ритме. Тогда, когда учащийся обращается к психологу в «сети», он «входит» в особое психологическое пространство - безопасное, способствующее увеличению его внутреннего личностного потенциала, его самораскрытию. Ведь именно в этих условиях он находит выход из сложных жизненных обстоятельств, принимает нужное решение, понимает и осознает свои эмоции, обретает внутреннее спокойствие и веру в свои силы.
Основным методом психологического консультирования является интервью. И именно интервью может служить моделью, на которой четко прослеживается стадийность консультативного процесса. В литературе обычно приводится пятишаговая модель процесса консультативного интервью:
1 этап - это установление контакта и ориентирование клиента на работу.
2 этап - сбор информации о клиенте, решение вопроса о том, «в чем проблема».
3 этап - осознание желаемого результата, ответ на вопрос: «Чего Вы хотите добиться?».
4 этап - выработка альтернативных решений, которую можно обозначить как: «Что еще мы можем сделать по этому поводу?»
5 этап - это обобщение психологом в форме резюме результатов взаимодействия с клиентом.
Далее приведем классификацию используемых приемов психологического консультирования:
цитирование написанного клиентом;
сбор дополнительной информации (уточнение формулировок клиента информации и формулировка желаемого результата);
выдвижение гипотез относительно причин проблемы и возможного развития ситуации;
отражение - сообщение о восприятии консультантом состояния клиента;
резюмирование применяется с целью привести фрагменты разговора в смысловое единство, выделения основных идей и чувств клиента.
Приемы, используемые в различных видах психологической помощи, применимы и в практике интернет-консультирования.
Исходя из нашего статистического анализа, мы можем привести список наиболее распространенных психологических проблем on-line консультаций:
личные психологические проблемы;
самопознание и желание разобраться в себе; трудности в общении и неуверенность в себе; одиночество; заниженная самооценка; депрессия; стрессы; тревога; конфликтность и агрессия;;
затруднения при принятии решений;
профориентация;
трудности в учебе;
конфликты с учителем;
обостренное чувство вины или чувство долга;
неразделенная любовь; психологические травмы;
конфликты и отсутствие взаимопонимания в семье;
конфликты с родителями. Как видно, определяется достаточно большой спектр проблем.
Ценностью on-line консультирования для психолога является опыт дистанционного общения, понимание людей без очного контакта, их психологическая оценка на основании лишь информационных данных. Ценность on-line консультирования для учащихся - его быстрота, доступность, конфиденциальность. Психологические проблемы присутствуют у всех, - у кого-то больше, у кого-то меньше. У многих существуют опасения, что если близкие или друзья узнают, что «у тебя есть какие-то проблемы», то отнесутся к этому с подозрением. Например, ребята часто не решаются идти к психологу, потому что расценивают это как признак слабости. Тогда на помощь приходит психологическое on-line консультирование. Как правило, учащийся или родитель после консультирования в Интернете, решается пойти к психологу очно, что практически является одной из целей психологического консультирования в Интернете.
Таким образом, консультирование в Интернете не является заменой очной работы с клиентом, а становится важным дополнением для эффективного оказания психологической помощи.




Hosted by uCoz