Родителям о
навыках целеполагания у детей
Задайтесь
вопросом: давно ли вы мечтали вместе со своим ребенком? О чём ваш ребенок
размышляет? Смею предположить, что родительские ответы-оправдания на этот
вопрос могут быть следующими: «у нас нет времени», «я сильно занята», «когда я
прихожу с работы, мой ребенок уже спит». Давайте обратимся к словарю. Итак,
«мечтать» — это воображать, думать, представлять то, чего нет в настоящем. Всем
известна поговорка: «Мечтать не вредно, вредно — не мечтать». В чём же её
смысл? В том, что когда ребёнок мечтает, он способен представить себе образ
желаемого результата и возможные препятствия на пути его достижения. И,
соответственно, выбрать правильную траекторию своей деятельности и
конкретизировать свою мечту в виде цели. Таким образом, цель — это специально
переработанная, подготовленная к исполнению мечта. Как и мечта, цель должна
быть привлекательной, воодушевляющей, но, в отличие от мечты, она более
конкретна, детальна, как-либо измерима, определена во времени, обязательна для
достижения.
Процесс постановки цели включает три фазы.
1.Нахождение
цели: Чего я хочу? (цели должны быть ясными).
2.Ситуационный
анализ: Что я могу? (определение личных ресурсов).
3.Формулирование
цели: К чему я приступаю? (конкретные практические цели с чёткими результатами
и сроками).
Теперь,
когда мы определились с целью, можно приступать к планированию (подготовка к
реализации цели и структурирование времени). Планирование можно представить как
закрытую систему, состоящую из:
- планов жизни
и долгосрочных планов,
- годовых
планов,
- месячных
планов и недельных планов,
- планов дня.
Проблема целеполагания особо актуальна для
учащихся старшей ступени образования, поскольку им предстоит определиться со
своей будущей профессиональной деятельностью (выбрать профиль, вуз,
трудоустроиться по специальности). Перед образовательным учреждением стоит
нелёгкая задача — выпустить целеустремленных людей, умеющих не только ставить
цели, но и достигать их. Однако преподавательский опыт показывает, что чаще
всего при выстраивании цели старшеклассники сталкиваются с тем, что не знают
своих личных особенностей — ресурсов (как положительных, так и отрицательных
черт), не умеют планировать своё время и, самое главное, не умеют выстраивать
такие цели, которые способствуют развитию успешной личности. Успешная личность
— это, во-первых, личность целеустремленная, имеющая мотивацию на достижение
успеха. Задумайтесь, какой процент ваших учащихся мотивирован на успех и не
испытывает трудностей при постановке и реализации цели?
Как же
научить детей планировать и реализовывать задуманное?
Во-первых,
необходимо создать условия для формирования навыков целеполагания.
Во-вторых,
самостоятельная работа над материалами своего портфолио как показателя
интересов В-третьих, проведение профконсультаций.
Такое
сопровождение помогает старшекласснику соотнести две жизненно важные сферы:
«хочу» (свои интересы, склонности) и «могу» (способности). Ведь согласование
этих двух сфер есть залог успешного профессионального выбора и становление
успешной личности. В действительности часто случается так, что выпускники при
выборе профессии руководствуется, прежде всего, её престижностью, не соотнося с
личностными особенностями. При выборе профессии старшеклассник ориентируется на
мнение не только родителей, классного руководителя, психолога, но и друзей
(нередки случаи эффекта толпы, когда друзья поступают на один и тот же
факультет, посещают один и тот же кружок).
Безусловно,
постановка любой цели, планирование её достижения предполагает психологическое
сопровождение — консультации, направленные на познание своих индивидуальных
особенностей (интересов, склонностей). Поэтому
очень важно создать условия подрастающему поколению для осознания, выстраивания
и реализации адекватных для успешной личности целей. А это во многом зависит от
нашего с вами сотрудничества.