Родителям о навыках целеполагания у детей

Задайтесь вопросом: давно ли вы мечтали вместе со своим ребенком? О чём ваш ребенок размышляет? Смею предположить, что родительские ответы-оправдания на этот вопрос могут быть следующими: «у нас нет времени», «я сильно занята», «когда я прихожу с работы, мой ребенок уже спит». Давайте обратимся к словарю. Итак, «мечтать» — это воображать, думать, представлять то, чего нет в настоящем. Всем известна поговорка: «Мечтать не вредно, вредно — не мечтать». В чём же её смысл? В том, что когда ребёнок мечтает, он способен представить себе образ желаемого результата и возможные препятствия на пути его достижения. И, соответственно, выбрать правильную траекторию своей деятельности и конкретизировать свою мечту в виде цели. Таким образом, цель — это специально переработанная, подготовленная к исполнению мечта. Как и мечта, цель должна быть привлекательной, воодушевляющей, но, в отличие от мечты, она более конкретна, детальна, как-либо измерима, определена во времени, обязательна для достижения.

Процесс постановки цели включает три фазы.
1.Нахождение цели: Чего я хочу? (цели должны быть ясными).
2.Ситуационный анализ: Что я могу? (определение личных ресурсов).
3.Формулирование цели: К чему я приступаю? (конкретные практические цели с чёткими результатами и сроками).


Теперь, когда мы определились с целью, можно приступать к планированию (подготовка к реализации цели и структурирование времени). Планирование можно представить как закрытую систему, состоящую из:

Проблема целеполагания особо актуальна для учащихся старшей ступени образования, поскольку им предстоит определиться со своей будущей профессиональной деятельностью (выбрать профиль, вуз, трудоустроиться по специальности). Перед образовательным учреждением стоит нелёгкая задача — выпустить целеустремленных людей, умеющих не только ставить цели, но и достигать их. Однако преподавательский опыт показывает, что чаще всего при выстраивании цели старшеклассники сталкиваются с тем, что не знают своих личных особенностей — ресурсов (как положительных, так и отрицательных черт), не умеют планировать своё время и, самое главное, не умеют выстраивать такие цели, которые способствуют развитию успешной личности. Успешная личность — это, во-первых, личность целеустремленная, имеющая мотивацию на достижение успеха. Задумайтесь, какой процент ваших учащихся мотивирован на успех и не испытывает трудностей при постановке и реализации цели?

Как же научить детей планировать и реализовывать задуманное?
Во-первых, необходимо создать условия для формирования навыков целеполагания.
Во-вторых, самостоятельная работа над материалами своего портфолио как показателя интересов В-третьих, проведение профконсультаций.

Такое сопровождение помогает старшекласснику соотнести две жизненно важные сферы: «хочу» (свои интересы, склонности) и «могу» (способности). Ведь согласование этих двух сфер есть залог успешного профессионального выбора и становление успешной личности. В действительности часто случается так, что выпускники при выборе профессии руководствуется, прежде всего, её престижностью, не соотнося с личностными особенностями. При выборе профессии старшеклассник ориентируется на мнение не только родителей, классного руководителя, психолога, но и друзей (нередки случаи эффекта толпы, когда друзья поступают на один и тот же факультет, посещают один и тот же кружок).
Безусловно, постановка любой цели, планирование её достижения предполагает психологическое сопровождение — консультации, направленные на познание своих индивидуальных особенностей (интересов, склонностей). Поэтому очень важно создать условия подрастающему поколению для осознания, выстраивания и реализации адекватных для успешной личности целей. А это во многом зависит от нашего с вами сотрудничества.

 

 



 

Hosted by uCoz