Поддержка и сопровождение талантливой молодежи и одаренных детей
Стремительно развивающееся информационное общество нуждается в личностях с неординарным, творческим мышлением, широким кругозором, способных успешно решать современные экономические и социальные задачи.
Одаренные, талантливые дети - это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться. В настоящее время это направление становится все более приоритетным. Это связано с задачами сохранения и развития интеллектуального потенциала страны и ее духовного возрождения. Ни у кого не вызывает сомнения, что прогресс цивилизации зависит от одаренных людей. Это означает, что общество, а вслед за ним и школа несут перед одаренными детьми особую ответственность и обязаны сделать все возможное для того, чтобы такие дети могли полностью реализовать свои возможности для собственного блага и на благо всего общества. Каждый талантливый ребенок должен быть замечен.
Цель психолого-педагогического сопровождения способных детей и талантливой молодежи: формирование системы психолого-педагогической работы с одаренными детьми через создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями; поддержка его талантов семьей, системой основного и дополнительного образования;
Одаренность ребенка иногда сопровождается и психологическими проблемами. Это могут быть нарушения поведения, повышенная тревожность, перфекционизм, неадекватная самооценка, повышенная критичность, стремление к лидерству, излишняя конфликтность. Проблемы при работе с одаренными детьми обусловлены разнообразием видов одаренности, существованием множества противоречивых теоретических подходов и методов в работе с детской одаренностью, вариативностью форм современного образования, малым количеством специалистов, подготовленных к работе с одаренными детьми.
Формы работы с одаренными детьми должны учитывать личностные особенности одаренного ребенка и ориентироваться на эффективную помощь в решении его проблем.
Все концепции психолого-педагогического сопровождения одаренности можно разделить на три группы: на основе средового подхода, предполагающего максимальное приспособление школьной среды и родителей к нуждам и потребностям творческих детей; информационного подхода, заключающегося в изучении каждого одаренного ребенка по различным параметрам и отслеживании динамики продвижения по ним; личностного подхода, при котором внимание акцентируется на развитии конкретной личности, способностей и психических функций.
Психологические рекомендации родителям
- Родителям необходимо стремиться развить в своих детях, тем более одаренных, такие важные личностные качества, как:
- Уверенность, базирующуюся на самоценности;
- Естественное отношение, понимание достоинств и недостатков в себе самом и в других людях;
- Естественное отношение, понимание достоинств и недостатков в себе самом и в других людях;
- Интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску;
- Уважение к таким личностным качествам, которые не имеют жесткой связи с высоким интеллектуальным развитием (доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению, толерантности, душевному мужеству и др.);
- Готовность нести ответственность за свои поступки и стремление опираться на собственные силы (самостоятельность);
- Умение помогать другим, находить общий язык и радость, в общении с людьми всех возрастов, социальных, экономических и образовательных уровней, национальных и расовых принадлежностей.
Полезные советы педагогам и родителям
- Постарайтесь следовать перечисленным ниже советам в общении с ребенком, который развивается и открывает себя:
- Проанализируйте вашу собственную систему ценностей в отношении воспитания детей. Способствует ли она реализации личности и одаренности в обществе?
- Будьте честными. Все дети чувствительны ко лжи, а к одаренным детям это относится в большей степени.
- Не забывайте анализировать и оценивать уровень развития ребенка. Имейте в виду, что речевой обмен даже с очень развитым ребенком (особенно дошкольного и младшего школьного возраста) не является единственным или наиболее эффективным путем к взаимопониманию.
- Старайтесь избегать длинных объяснений или бесед. Они не приносят должного эффекта и навевают скуку.
- Постарайтесь не пропустить произошедшие изменения в ребенке. Они могут выражаться в неординарных вопросах, в поведении. Некоторые из них могут являться признаками проявления задатков, способностей, одаренности.
- Уважайте в ребенке индивидуальность.
- Не стремитесь проецировать на ребенка собственные интересы и увлечения, поскольку Ваш ребенок обладает такой же неповторимой индивидуальностью, как и Вы.
(по материалам И.П. Корчуганова «Психолого-педагогические аспекты работы с одаренными детьми»)