Рекомендации родителям первоклассников

Школа и домашние задания требуют школьных форм поведения и более серьезного отношения. Однако необходимо помнить, что ребенок имеет право на дошкольные формы поведения. И от нас требуется предъявить ему разумные требования в том, что касается. Это значит, что не стоит осуждать его интерес к играм и игрушкам. Это абсолютно естественное занятие для вчерашнего дошкольника. Зачастую мы рассматриваем чтение и письмо как «серь­езные, «нужные, занятия, тогда как игра представляется нам пустой тратой времени. Такое представление мы невольно передаем нашим де­тям, например, когда радуемся, если видим у него в руках книжку, и ни­как не реагируем на игрушку. Тем самым мы показываем ребенку, что школьником быть хорошо, тогда как дошкольником - плохо. А теперь давайте представим, каково в этой ситуации ребенку, который понимает: играть плохо, но так хочется, а вот учиться хорошо, но сил занимать­ся уже нет. Мы сами создаем ребенку конфликтную ситуацию, разре­шить которую ему непросто. Ребенок либо отказывает себе в праве иг­рать, либо мучается угрызениями совести, либо начинает делать все на­оборот «Все равно буду!».


Избежать такой ситуации можно, признав игру естественным заня­тием первоклассника. Если мы активно поощряем его учебные успехи, важно поддержать и его игровую инициативу. Это значит, что мы не только говорим: «Какой молодец, взял книжку и читает, но также и «Как же ты здорово умеешь играть!» Можно даже разрешить ему взять с собой в школу маленькую игрушку.

Многим детям свойственно даже некоторое усиление интереса к игре. Это естественное явление, помогающее, кроме всего прочего, снять напряжение. Роль игры в жизни ребенка с возрастом уменьшается, но если стараться ее искоренить, это не принесет ребенку никакой пользы. У каждого ребенка свой темп развития, и каждый перестает иг­рать в своем возрасте.

Очень важно опираться на желание ребенка учиться. Как правило, большинство детей идёт в первый класс, горя желанием стать школьниками. Важно всячески поддерживать это желание. Если родитель ис­кренне интересуется школьной жизнью ребенка, расспрашивает его о школе, делится своим школьным опытом, это, безусловно, укрепляет учебную мотивацию ребенка. И здесь возникает очень сложный вопрос: как относиться к школьным успехам и неудачам ребенка, как хвалить его или ругать?

Обучение в школе - это совершенно новая деятельность для ре­бенка. Для того чтобы у ребенка сформировалось положительное отно­шение к школе, важно, чтобы он понимал: учиться ему по силам, он может справиться с учебными заданиями. На первых порах для ребен­ка необходимо ощущение собственной успешности. Оно значительно облегчает трудности адаптации и способствует повышению учебной мотивации. Вот почему на первых порах для ребенка особенно важно поощрение.

Но хвалить первоклассника - это не просто называть его молод­цом или умницей. Здесь есть несколько тонкостей. Поощрение должно быть конкретным: мы хвалим не ребенка само­го по себе, а какую-то черту его поведения, результат его деятельности. Когда мы говорим ребенку: «Ты сегодня очень аккуратно написал бук­вы!» или: «Мне очень нравится хвостик у этой цифры!», ребенок полу­чает информацию о том, что нужно делать, чтобы быть хорошим школьником, и понимает, что для него это ВОЗМОЖНО! Если же мы гово­рим: «Умница, отлично!», - то не очень понятно, за что ребенка хвалят, и ребенку трудно сориентироваться в том, какое поведение является одобряемым.

Бывает и так, что очень трудно найти, за что ребенка похвалить. В этом случае нужно найти что-то такое, что у ребенка все-таки получа­ется хорошо, пусть это всего лишь один крючок из прописей. И в том случае, когда у ребенка что-то не получается, обращаться к этому, что­бы помочь ребенку поверить в свои силы.

Конечно, школьная жизнь - это не только радостные моменты.

Иногда ребенок бывает грустным, обиженным, рассерженным на шко­лу, учителя, одноклассников. Важно дать ребенку возможность выра­зить негативные чувства. Если мы говорим: «Не расстраивайся, что ты злишься. Как ты можешь так говорить!» - мы тем самым усиливаем стресс и отдаляемся от ребенка. Первокласснику необходимо наше по­нимание. Если мы внимательно выслушаем его, признаем, что обуче­ние в школе действительно может быть неинтересным или трудным, мы поможем ребенку освободиться от гнетущих мыслей и чувств. Сказав ребенку: «Я вижу, ты расстроился. Тебе было обидно. Даже, наверное, в школу ходить не захотелось», - мы оказываем ребенку необходимую эмоциональную поддержку, выражая ему свое понимание.

Начало обучения в школе для ребенка – это, прежде всего, большие нагрузки. Даже если ребенок посещал дошкольный лицей или ходил в детский сад, школьный режим для него внове. Необходимость следо­вать новым правилам поведения, сосредоточенно заниматься в течение урока, выполнять домашние задания - все это создает значительное напряжение для нервной системы ребенка. Часто первоклассник стано­вится беспокойным, раздражительным, импульсивным или же вялым, сонным, малоподвижным, слезливым. Такое изменение поведения ре­бенка - скорее всего, признак переутомления. Иногда ребенок сам го­ворит о том, что он устал. Как же можно избежать переутомления? Прежде всего, необходимо создать для ребенка щадящий режим.

Если ребенок привык спать днем, лучше сохранить для него дневной сон или хотя бы обеспечивать ему возможность краткого послеобеден­ного отдыха. По возможности лучше ограничить виды деятельности, возбуждающе действующие на ребенка: посещение театра и цирка, при­глашение гостей и нанесение визитов. Желательно ограничить также просмотр телевизора и время, проводимое за компьютером.

Если ребенок сильно устает, можно укладывать его пораньше. Важно, чтобы ребенок бывал на улице. Желательно гулять с ребенком не менее 40 минут каждый день. Если ре­бенок не спит днем, он может гулять после школы в середине дня.

В школе двигательная активность ребенка ограничена. Поэтому очень важно дать ребенку подвигаться во второй половине дня. Бег, по­движные игры, плавание, общефизическая подготовка хорошо помога­ют снимать напряжение. Важно, чтобы занятия спортом не переутомля­ли ребенка.

И, наконец, очень важно ограничить время приготовления уроков.

Многочасовое выполнение домашних заданий не только не способству­ет усвоению материала, но и приводит к переутомлению. Время, отве­денное на приготовление уроков, не должно превышать 1 часа. Лучше, если ребенок занимается в течение получаса, после чего следует физ­культминутка.

Важно помнить – адаптация ребенка к школе занимает не один день и не одну неделю, это процесс длительный и сложный. И от родителей во многом зависит насколько успешно он пройдет.

 

Hosted by uCoz